Дело
№ 51 и № 55
ОСОБАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩАЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ
ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ
о злодеяниях большевиков, совершенных в 1918 и 1919 годах в Святогорском
Успенском монастыре
Изюмского уезда, Харьковской губернии
Нормальная жизнь в Святогорском
Успенском монастыре, известном не только в Харьковской губернии,
но и по всей России, была нарушена в 1918 году. В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда, так же как и Богородичанский
и Славянский комитеты, взяли на учет имущество монастыря, имеющего в
различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством
и различными мастерскими. Взяв на учет монастырское имущество,
комитеты начали немедленно ликвидировать его в свою пользу, а
Великокамышевахский
беспощадно рубил лес. Таким образом вывезен
был весь запас хлеба, а скот Распродан. От пользования землей монастырская
братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу,
подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от
200 до 300 из числа священнослужителей-стариков и часть монахов,
укрывшихся в самом монастыре. Убытки обители, по самому скромному
расчету, простираются до 250 тысяч.
Такое положение не спасло монастырь от дальнейших нападок. С февраля начинаются многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом. Уже 15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюм-ских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится. Контрибуции получить на этот раз грабителям не удалось.
26 марта вновь появилась партия большевиков. Под предлогом отыскания
оружия большевики направились в пещерные
храмы, где вели себя кощунственно, входя в храмы в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К
этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в
монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий.
Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось
необыкновенно грубо. Священные предметы
с ругательством втискивались в ящики, из
дароносицы были выброшены Св. Дары и растоптаны тут же. После обыска большевики направились
к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. Уходя, они захватили с собой монастырскую лошадь.
К началу апреля относится зверское убийство
монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены.
По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими
большевистскими шайками.
В июне в скит при деревне Горожовке
явились вооруженные грабители (от 5 до 8 человек) и потребовали от эконома
скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от
продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него
нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Другой монах, по
имени Израиль, убит при попытке к бегству.
Ослабевший несколько во времена гетманства
бандитизм поддерживался, однако, все время бродившими в
окрестностях шайками большевиков, носившими в народе прозвище
«лесовиков». К этому времени относится убийство нескольких лиц
из духовенства Святогорской
обители. В октябре
При уходе немцев деятельность большевиков немедленно
оживилась. Уже 1 декабря нового стиля явилась шайка вооруженных
людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самоохранения монастыря. Оружие
было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек
около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и
братского имущества. Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей,
у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и прочее и все награбленное
увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом
еще два экипажа.
Дни 2 и 3 января 1919 года
были самыми тяжкими для Святогорского
монастыря и вместе в тем днями самого напряженного кощунства и издевательства
над православной религией и насилия над священнослужителями и
монахами обители. 2 января, около трех с половиной часов дня,
на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы
числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были
красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, .обругав
площадной бранью заведующего гостиницей
монаха, избили его прикладом и
рассеялись по корпусам монастыря.
Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе. Красноармейцы разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря архимандрита Трифона разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и
издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их
имущество до последней рубашки и сапог включительно.
Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать
в коридорах. От одного из них (монах
Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божью
Матерь, а после отказа заставили курить,
побоями принуждая затягиваться
глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с
архимандритом в храме для
богослужения. Но и туда все время
врывались красноармейские банды, в шапках
и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось,
наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению литургии.
Литургию служил архимандрит в соборе с другим
духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия
красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с
криком: «Довольно вам молиться, целую ночь
топчетесь, долой из
церкви» — повернул назад за плечи
провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить литургию. Но красноармейцы не покинули храма.
Во время пения херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти,
причастилась Св. Тайне. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл
царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду». Одновременно красноармейцами производились грабежи, кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря. В квартире
архимандрита красноармейцы спали, укрываясь епитрахилью, в
помещении казначея искололи
портреты иерархов русской Церкви. Издевательства и
насилия продолжались повсюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром,
когда вновь началась
обедня, красноармейцы не допустили
богослужения. Ворвавшаяся шайка
набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться. Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.
В это время в соседнем храме кощунствовала другая шайка
красноармейцев. Один из них, надев ризу и
митру, сел на престол и перелистывал Евангелие,
а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли
богослужение, то открывая, то закрывая
царские двери на потеху своим единомышленникам.
Храм был осквернен испражнениями у
свечного ящика. Камни и образки с митр и икон — все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на
38 подводах. В это же время были
ограблены поголовно все монахи
«больничного хутора», расположенного рядом с монастырем.
Во время управления большевиков по распоряжению
Изюмского исполкома на Богородичанскую
волость была наложена контрибуция в размере 80 или
85 тысяч. Богородичанский исполком потребовал
в счет этой контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала для
уплаты этой контрибуции 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских
сумм.
В монастырь весной 1919 года была прислана из
Петрограда колония детей разного возраста, до 18-тилетнего включительно, и
расположена в двух монастырских корпусах. Колонией, численностью до 350
человек, заведует коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем
коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов удалены, посещение
церкви запрещено.
Во время отступления своего в конце мая настоящего
года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь. Сначала явился какой-то военный
и, называя себя генералом Шкуро, требовал
указать ему настоятеля, а затем вошла партия, потребовав 50 тысяч
контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна
класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал
насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой.
При отступлении большевики обрезали волосы на
голове и бороде иеромонаха Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха
Тимолая и рубили оставшегося в живых с
отрубленными пальцами послушника Моисея.
Настоящий акт расследования основан на фактах,
добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного
судопроизводства.
Составлен 17 июля 1919 года [в] г. Екатеринодаре