"Долой гражданскую войну с берегов Дона"

(Обращение полкового комитета 32-го Донского казачьего полка14)

 

ел. Михайловка                                                                                                                          25 января 1918 г.

 

Граждане казаки Усть-Медведицкого округа!!!

1.       Пробил час, когда мы должны исправить страшную ошибку, содеянную нашими делегатами на Войсковом Кругу!..15

Ошибка эта стоила многих тысяч человеческих жизней, и если мы теперь же не станем на путь ее немедленного исправления, то прольются еще потоки человеческой крови и десятки тысяч человеческих тел покроют наши родные степи!.. И вместо благословения земля наша пошлет нам проклятие!..

За кого?!. За что?!.

Всмотритесь вокруг: война на внешнем фронте умирает, а сыны ваши и внуки стоят мобилизованными, вместо того чтобы налаживать плуги и бороны ввиду приближающейся весны. Хозяйства рушатся, и страшный призрак голода грядет в наши хаты. Бумажных денег у нас много, но какая им ценность?! На что они нужны?!

Жизнь в стране замерла окончательно из-за гражданской брато­убийственной войны, цель которой от вас скрыта и не для всех понятна.

Так вот, всему этому нужно положить конец, теперь же, в феврале месяце, чтобы с наступлением весны на Дону настал мир и тишина и вольный пахарь — гражданин, забросив далеко оружие истреб­ления человека человеком, обратился бы к делу, которое благосло­вил Бог.

Горячие лучи весеннего солнца и веселая звонкая песнь жаворон­ка — этого вечного спутника пахаря — смягчат душу его, на которой так много невольных грехов братоубийства, совершенных в эту про­клятую войну в угоду помещикам, капиталистам, генералам, дворя­нам и учителям, проповедникам "мира и любви" — попам. Да не обидятся они на нас за это: бревно это давно у них в глазу!..

2.       Отцы и деды,  потомки когда-то свободолюбивого и вольного Дона! Ваши сыны и внуки 3-го, 15, 17, 20, 32, 34, 37, 49 и 51-го Донских казачьих  полков,  сыны  и  внуки  3-го батальона  и других частей вернулись с полей брани в родные хаты, но что они нашли?!

Не мир и тишину, а брань, горшую, чем пережили на фронте.

Все они в один голос кричат: "Долой генерала Каледина, его помощ­ника Богаевского, членов Войскового правительства Агеева, Елатонцева, Полякова, Игумнова и других!!" Долой контрреволюционное Войско­вое правительство!..

Отцы и деды!.. Разве вам этих тысяч голосов ваших сыновей и внуков мало?!

Тогда позвольте спросить вас — с кем вы собираетесь жить и доживать свой век?.. С теми, кто по крови вам родной, или с генералом Калединым, его товарищем Богаевским, которым вы нужны, как глухому — обедня?..

3 Чтобы понятен был вам голос ваших детей, нам придется начать с того, что дети ваши давным давно знают, а потому и кричат.

Вы слыхали о социалистах?.. Нет?!

Так мы вам расскажем простым языком.

Социалистами называются последователи социализма.

А что такое социализм — спросите вы?..

Слушайте!.. Социализм — это политико-экономическое учение, которое направлено против современного капиталистического строя и проповедует, чтобы средства и орудия производства находились в общем пользовании рабочего класса, а не в руках лишь немногих капиталистов, благодаря чему было бы достигнуто более равномерное распределение продуктов труда между населением. В общих чертах учение социализма заключается в следующем: социализм находит несправедливым, что одни люди обладают богатством, другие же ничего не имеют и должны тяжелым трудом добывать себе средства к жизни. (Не подумайте, что пять пар быков — богатство!.. Это богатство трудовое и не о нем тут речь.) Социализм не допускает совершенно частного владения землей и капиталом, но предоставля­ет каждому свободное владение и распоряжение жилищем, продук­тами и т.п. Социализм считает, что только благодаря частной собст­венности являются люди, обладающие большими капиталами. Поэто­му, чтобы устранить это явление, социализм и требует отмены част­ной собственности. Вообще социализм стремится к добру, совершен­ству, прогрессу, равенству; он ищет преобладания правосудия, разу­ма, свободы.

Принимая слово социализм в значении улучшения современного общества, называют социалистами всех, кто думает о счастье чело­вечества.

Граждане казаки!.. Мы все — социалисты, но лишь не понимаем этого, не хочем*, по упорству, понять; разве Христос, учение которого мы исповедуем, не думал о счастье человечества? Не за это ли счастье он умер на Кресте?..

Итак, мы думаем, что слова социализм и социалист вам теперь понятны!

Социалисты, как и верующие во Христа, разделяются на много толков или партий.

Есть — трудовая народно-социалистическая партия.

Есть — партия социалистов-революционеров, делящаяся в свою очередь на правых и левых.

Есть — партия социал-демократическая, делящаяся на две основ­ных ветви: меньшевиков и большевиков.

Что же это такое, спросите вы? Одному Богу молятся, а поразделились.

Совершенно верно — молятся одному Богу, но веруют по-разно­му.

Помните одно: конечною целью всех этих партий является переустройство общества на таких началах, каких требует соци­ализм.

Вот к этой-то конечной цели партии идут различными дорогами.

Например. Партия народных социалистов говорит, что и землю, и волю, и права народу окончательно мы дадим через 50 лет.

Партия правых социалистов-революционеров говорит: а мы все это дадим народу через 35 лет.

Партия левых социалистов-революционеров говорит: а мы дадим все это народу через 20 лет.

Партия социал-демократов-меньшевиков говорит: а мы дадим народу все это через 10 лет.

А партия социал-демократов-большевиков говорит: убирайтесь все вы со своими посулами ко всем чертям. И земля, и воля, и права, и власть народу — ныне же, но не завтра и не через 10, 20, 35 и 50 лет!..

Все трудовому народу, и все теперь же!..

Ой!! До чего мы незаметно для себя договорились?! До большеви­ков... И поползли мурашки по телу, от пяток до головы, но не у нас, а у помещиков и капиталистов и их защитников — генерала Каледина, Богаевского, Агеева и всего Войскового правительства.

Ведь большевики все у них отнимают и отдают народу, а им говорят — довольно праздно жить, веселиться, да по заграницам жир развозить, а пожалуйте-ка трудиться и в поте лица хлебец добывать.

Итак, еще раз: большевики требуют немедленной передачи земли, воли, прав и власти трудовому народу. Они не признают постепенного проведения в жизнь своих требований, сообразно с условиями данного момента. Они не признают также никакого единения с остальными партиями, особенно с буржуазными. Они во всех своих действиях крайне прямолинейны и не признают даже самых незначительных изменений в своих программах.

4. Граждане казаки! Как же мы теперь должны посмотреть на создавшееся положение на Дону.

Просто и с открытыми глазами.

Все генералы, лишившиеся власти; помещики, у которых социа­лизм отбирает землю; капиталисты, у которых социализм отнимает капиталы; фабриканты, у которых социализм отнимает фабрики и заводы и передает рабочему классу; все буржуи, которых социализм лишает праздной и веселой жизни, — все они сбежались к генералу Каледину, его товарищу Богаевскому и к нашему Войсковому прави­тельству.

Этот генерал-кадет, а может быть, и монархист, изменил интере­сам трудового народа и стал на сторону капиталистов и помещиков и хочет, нашими казацкими головушками спасти положение помещичье-буржуазного класса. Вот где кроется причина гражданской войны!

Довольно обмана! Довольно насмешек над нами — казаками!

Почва под ногами генерала Каледина, его товарища Богаевского и всего Войскового правительства зашаталась. Им не удалось обмануть фронтовиков!

Уже в станицах Усть-Медведицкой, Каменской и Урюпинской и ел. Михайловке образовались военно-революционные комитеты, не признающие власти генерала Каледина и Войскового правительства и требующие их полной отставки.

Не за горами выборы новых делегатов на Большой Войсковой Круг.

Граждане станичники! Не обманитесь на этот раз и пошлите строить жизнь на Дону истинных борцов за интересы трудового народа, а не тех, что ездили в Новочеркасск слушать "верховного жреца" — "соловья" Богаевского, "полубога" — Каледина да хитре­ца Агеева. За новую ошибку мы уже не расплатимся и того векселя, что подписал генерал Каледин кровью тысяч рабочих, с нас доволь­но!..

Долой гражданскую воину с берегов Дона вместе с ее вдохновите­лями — генералом Калединым, его товарищем Богаевским, златоус­том Агеевым!!!

 

Полковой комитет16 32-го Донского казачьего полка

 

РГВА. Ф.192. Оп.6. Д.1. Л.2. Типографский экз.

 

К оглавлению.

 

14             32-й Донской казачий полк формировался из казаков 2-й очереди (26—30 лет) станиц Арчадинской, Етеревской, Раздорской-на-Медведице, Сергиевской, Малодельской, Березовской, Островской Усть-Медведицкого округа. Полк входил в состав 3-й Донской дивизии. В 1914—1917 гг. сражался на Юго-Западном и Румынском фронтах. Интересна "политическая физиономия" полка. При выборах в Учредительное собрание 360 казаков голосовали за эсеров, 289 —за казачий список (в блоке с кадетами), 35 — за большеви­ков, 2 — за кадетов, 41 — за народных социалистов.

15             В декабре 1917 г. Большой Войсковой Круг не признал власть Совета Народных Комиссаров и санкционировал подавление большевистского восстания в г. Ростове-на-Дону.

16             "Приказ № 1 Петроградского Совета" от 1/14 марта 1917 г. узаконил самочинно возникшие в армии солдатские комитеты, подобные комитеты (сотенные, полковые, дивизионные) стали появляться в казачьих частях. Комитеты состояли из офицеров и урядников, занимались хозяйственными и техническими вопросами, в строевые прика­зы не вмешивались и политической работой почти не занимались. К концу 1917 г. стали проявлять  больше  активности,  в  частности,  по их  инициативе  был  созван  съезд фронтового казачества в Каменской в январе 1918 г.