ОСОБАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩАЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ
ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ
по делу о взрыве большевиками бомб
на учебном судне «Рион»
Вступление в конце марта (по старому стилю)
В тот же день на Севастопольском рейде грузился
беженцами и должностными лицами с их семьями большой трехтрубный
океанский пароход, учебное судно «Рион»,
водоизмещением около 13000—14000 тонн, принадлежащий ранее Добровольному флоту под названием «Смоленск». Корабль по состоянию своих котлов и машин был лишен возможности самостоятельного движения, не имел электрического освещения, действовавших водопровода и помп.
Все палубы и обширные пассажирские помещения
были переполнены несколькими тысячами людей с их имуществом,
причем в публике все время передавались тревожные слухи о том, что
большевики не выпустят в море «Рион», что с
пароходом может случиться несчастье и что его ждут
«великие испытания».
В б часов 40 минут вечера в эмигрантском помещении
на второй палубе, близ трюма № 4, раздался оглушительный взрыв
снаряда, причем через остекленный люк трюма вырвался сноп пламени с дымом, имевшим
запах пироксилина, и посыпался дождь разбитых
стекол. Силою взрыва на верхней
палубе были изломаны части укрепительных
кронштейнов и головки паровых тумб Двух погрузочных лебедок, тела которых рухнули вниз. Внутри помещения стальные листы водонепроницаемой
переборки, толщиной в 8 миллиметров, были
выпучены и раздвинуты, а заклепки в соединениях вырваны, крепления наугольного
железа изломаны, деревянная бортовая
обшивка расщеплена, внутренние
деревянные застекленные перегородки снесены со своих мест и частью разрушены. Стальная дверь переборки весом в 18 пудов была сорвана с двух своих петель и отброшена
в соседнее помещение, где задержалась у вентиляционной
трубы на расстоянии
Хотя главная разрушительная сила газов направилась
по пути наименьшего сопротивления наружу, через широкое
отверстие трюмного люка, а начавшийся пожар был быстро потушен энергичными
мерами судовой администрации, тем не менее от
взрыва снаряда пострадало более 100 человек.
Расследованием отмечено 21 убитых и умерших
от ран и 83 раненых, из числа которых 52 были помещены на французское
госпитальное судно «
По заключению экспертов, взрывчатый прибор
представлял собою аппарат, сделанный из меди или латуни, снаряженный
каким-либо бризантным веществом и начиненный пулями неизвестного
металла. Прибор в момент взрыва был расположен около
водонепроницаемой переборки, отделявшей эмигрантскую камеру от соседнего
пассажирского помещения, на второй полке железной коечной
сетки, на высоте 2 футов от пола.
Влияние этого взрыва на жизнеспособность корабля, не повлекшее за собой повреждений каких-либо существенных его частей, было, по мнению экспертов, весьма незначительным.
Происшедший взрыв подтвердил основательность
тревожных ожиданий пассажиров и явился источником новых волнений и страхов. В жуткой темноте громадного многоэтажного парохода, с узкими
проходами, коридорами и кабинетами, тесно жались испуганные люди, ожидая каждую
минуту нового, еще более страшного взрыва.
В 11 часов 40 минут вечера в средней части корабля,
на второй палубе, между второй и третьей трубами в правом
коридоре кают I класса
два гимназиста почувствовали запах гари, о чем сообщили проходившему
офицеру Маркову. В этом месте было обнаружено шесть бомб, соединенных
между собою шнуром, с патроном и недогоревшим фитилем длиною
в четверть аршина. Бомбы были завернуты в газетную бумагу и положены
в самом углу совершенно темного коридора, близ каюты № 17.
Взрыв из этой части корабля, ввиду замкнутости
помещения,
обилия сухих деревянных частей, узости
коридоров, близости угольных ям, а также бездействия машин, водопровода и освещения, грозил чрезвычайной
силой разрушительного действия снаряда,
большим пожаром и громадной паникой. Все
прилегавшие помещения I
класса были заняты почти исключительно женщинами и детьми.
По заключению экспертов при этом втором взрыве
могли пострадать паровой трубопровод, часть котлов и экономайзеров
(Экономайзер — теплообменник
для предварительного подогрева воды, подаваемой в паровой котел, за счет теплоты отходящих газов).
В течение дня и вечера
удалось задержать на пароходе матросов бывшей команды парохода «Рион» Дымкина, Маховского и Логинова, которые явились
якобы за получением причитавшегося им содержания по службе и которые были
заподозрены
в соучастии во взрыве. Допросом этих лиц установлено,
что два других матроса того же корабля, Акулов и Вержинский,
вошли в сношение с местной большевистской организацией в Севастополе и получили от нее взрывчатые вещества для
взрыва парохода «Рион».
Когда ночью, по обнаружению новых бомб, было
приказано Дымкину бросить их с баржи в воду, Дымкин,
предполагая, очевидно, что бомбы ударные,
метнул их на палубу под ноги офицеру Маркову и производившему дознание
чиновнику Полетика, а сам
стремительно вниз головой нырнул в
воду, где и был убит.
При обыске, произведенном в 4 часа утра 30
марта в г. Севастополе, на Георгиевской улице, в доме № 10, в
квартире Акулова и Вержинского, последних
там не оказалось, и был задержан лишь квартирохозяин Ларионов
с женой, а в общем сарае жильцов найдены три электрических прибора
для адских машин. На допросе Ларионов заявил, что знал о
готовившихся Акуловым и Вержинским на
пароходе «Рион» взрывах двух адских
машин в 7 часов вечера и в 12 часов ночи. Жена Ларионова подтвердила,
что 29 марта Акулов и Вержинский в
нетрезвом виде на минной пристани в 4 часа дня говорили ей, что сегодня
они подорвут «Рион». Ларионова предупреждала о
том Маховского, советуя ему не задерживаться на
пароходе, так как там приготовлен буржуям «гостинец».
При производстве на пароходе
розысков при помощи полицейской собаки-ищейки, последняя, обнюхав
бумагу, в которую были завернуты найденные в коридоре I класса бомбы, пробежала по лестнице
в кают-компанию, затем по верхней палубе, по лестнице вниз и
дошла до канцелярии эвакуировавшегося судебно-уголовного отделения,
где бросилась прямо на Логинова. Когда ему указали на
поразительный факт его опознания, Логинов заявил: «Меня наказывают Бог
и собака», но все же отрицал свою виновность во взрыве.
Расследованием установлено, что Ларионов являлся
одним из активных большевистских работников, ездил в Москву и
командовал отрядом матросов во время борьбы с казаками генерала Каледина.
При
попытке к бегству с корабля «Рион» Маховский, Ларионов и Логинов были убиты.
Составлен 19 апреля 1919 года
в г. Екатеринодаре