Анатолий Гончаров

Что было, то было

Скоро – юбилей

В будущем году исполняется 90 лет Ижевско-Воткинскому восстанию - в Ижевске уже на уровне городской мэрии создан юбилейный комитет и скоро мы услышим о его деятельности. Это восстание оказалось одним из крупнейших на территории России выступлений против советской власти. Поступь Октябрьской революции в 1918 году была не такой победной и триумфальной, как говорилось в школьных учебниках. Десятки тысяч людей активно сопротивлялись большевикам, их диктаторским методам, террору. На Урале, например, новую власть не поддержал ни один крупный завод с пролетарским населением! Вот достаточно забавный пример: в городе Иваново установлен памятник борцам за победу революции, на котором изображены босые рабочие со знаменем в руках. Так местные бабушки дружно осмеивали этот монумент – каждый знал, что настоящий рабочий всегда в сапогах ходил, поскольку ему на заводе неплохо платили! Вот и наши ижевские рабочие никогда не считались бедняками, а были настоящей профессиональной элитой, дорожившей своим мастерством, положением в городе.

Если насилие над зажиточными слоями населения еще можно как-то объяснить лозунгами “диктатуры пролетариата”, то в чем провинилось перед новой властью крестьянство, у которого под предлогом голода в городах бесплатно изымалось зерно? А Россия тогда процентов на 80-90 состояла из крестьян.

Достаточно сказать, что в первые же месяцы советской власти почти всю территорию нынешней Удмуртии охватили крестьянские восстания, одно из самых крупных тогда происходило на территории Святогорской волости. В августе-сентябре 1918 года сюда на подавление восстания дважды выезжал с большим отрядом военный комиссар Глазова Степан Барышников. Восставшие (их сторонники находились даже в органах местной власти) запросили помощь из Ижевска, оттуда послали большой обоз с оружием, который красные перехватили на подъезде к Святогорью. Барышников жестоко подавил восстание: сгорело несколько деревень, часть организаторов выступления были расстреляны сразу, а еще шестеро казнены после суда. Об этом уже не раз я рассказывал на страницах районной газеты. Но сегодня речь пойдет о новых подробностях тех событий.

Матрос Бабкин

В числе организаторов восстания называли бывших офицеров из очень авторитетной в то время организации “Союз фронтовиков”, в первую очередь Бабкина из деревни Рябово. Мы решили отправиться туда, где до сих пор живут его дальние родственники, поговорить с ними о том, что им рассказывали дедушки и бабушки о событиях тех давних лет.

Большую предварительную информацию об этом собрал Василий Спиридонов, заведующий библиотекой в Малягурте, с которым я поделился своими планами. Василий Николаевич живет в этих краях сравнительно недавно, лет пятнадцать с небольшим, но как настоящий краевед уже собрал множество сведений об истории местных деревень, прекрасно знает практически всех здешних жителей. Наш разговор начался в небольшом музейном уголке библиотеки, рядом с экспонатами, собранными по деревням.

- Следов гражданской войны тут сколько угодно, - и Василий Николаевич выложил передо мной штык и несколько заржавевших деталей винтовки-трехлинейки.

Несколько винтовок еще в советское время по домам изъяла милиция. Говорят, по деревням тут было три пулемета “максим”, один из них утопили в колодце, который когда-то стоял возле Юшура. Все это бросили войска Колчака, когда отступали. Старики утверждают, что возле Марейкиного пруда расстреляли группу офицеров с погонами, то есть белых. Там, где их похоронили, потом часы немецкие выкопали, другие более-менее ценные вещи. Следы окопов времен гражданской войны есть сразу в нескольких деревнях.

По дороге в деревню Рябово Василий Николаевич рассказывает, что узнал об организаторе восстания Бабкине. По его сведениям, фронтовики и середняки объединились против большевиков в движении “двухлошадников”, то есть, крестьян, имевших в хозяйстве не менее двух лошадей. Изъятие зерна в 1918 году у крестьян под предлогом голода в городах больнее всего ударило именно по этой категории сельского населения, фактически середняках. Кстати, в книге Куликова и Дмитриева о гражданской войне на территории Удмуртии указано, что в наших краях крестьянские хозяйства имели как раз не менее двух лошадей. В удмуртских хозяйствах – даже чуть больше.

К сожалению, никто не может вспомнить имя того Бабкина, поскольку особенно в лихие тридцатые годы родственники даже детям своим старались ничего о таком “контрреволюционере” не рассказывать, иначе можно было и в лагеря загреметь без права переписки. Оказывается, он никогда не был офицером, а служил на флоте матросом и домой в 1918 году явился с мандатом Ленина (!) – делать революцию. Надо добавить, почему матросы становились движущей силой всяких революционных отрядов: в этот вид войск призывались более грамотные люди, поскольку морской корабль – технически сложное сооружение. Вот поэтому моряки со своей грамотой легче поддавались на революционную агитацию. Все российские флоты к 1917 году оказались скопищем бунтарей.

Но, познакомившись ближе с крестьянской жизнью, матрос Бабкин бунтовать передумал и даже возглавил восставших мужиков. В чем конкретно была его роль в те дни, никто сказать не может. После подавления восстания Бабкина нашли заколотым на горке, где дорога из Святогорья спускается в деревню Тараканово. Похоронили, скорее всего, тоже на святогорском кладбище. После мятежа деревню Рябово сожгли, но кто – современные жители не помнят. Может, красные, как случилось с деревней Тараканово во время подавления восстания, а, может, колчаковцы, когда в 1919 году тут непродолжительное время шли бои между белыми и красными. Остались тогда невредимыми всего два дома. Выстояли в том пожаре и два дерева, тополь и липа, до сих пор рядышком стоящие на улице, рядом со свинофермой. Размеры они имеют просто исполинские, лет им по двести, не меньше. На липе, как утверждают старожилы, еще после революции долго висела икона и крест. Стояла эта липа возле дома того самого матроса Бабкина.

Был он к 1918 году женатым, а его сын Александр на удивление стал политруком Красной Армии, затем погиб на фронте. И остались после него только несколько фотографий в военной форме тридцатых годов и две тетради, исписанные красивым почерком, с завитушками, с аккуратно выписанными буковками! Одна тетрадь – конспекты политзанятий: экономика страны, ее победы в гражданскую войну. Вторая тетрадь – со стихами и песнями той поры. Начинается она клятвой красного бойца. Таким вещам место в музее!

Нашли все это мы в доме Михаила Бабкина, бывшего колхозного механизатора. В какой степени родства он с тем бунтарем восемнадцатого года, Михаил и сам не знает, его родители о тех событиях никогда не говорили. Но среди его семейных фотографий мы обнаружили и потемневшее от времени фото двух бравых матросов – явно дореволюционное. Доказательством тому надпись на их бескозырках – “Император Петр I”. Возможно, один из двоих и есть тот самый матрос Бабкин. Иначе зачем снимок столько лет хранился в деревенском доме? Тут же нашлась фотография еще двоих бравых усачей в красивой черной военной форме, с саблями – видимо, кавалеристы.

- Справа стоит Петр Никулин, прадед нашего Юры Никулина. Поговорите с ним, он многое может рассказать.

Вот была деревня!

Юрия Александровича знают, наверно, все труженики бывшего колхоза имени ХХI партсъезда. Умный, активный человек, работал управляющим отделением. Сейчас, как и несколько его односельчан, трудится у фермеров из Ижевска, открывших в деревне свиноферму. Большой плюс для маленькой деревни, где на колхоз уже никакой надежды! Кстати, многие рябовцы отлично устроились в городах, летом заглядывают на свою родину, а порой ей и в чем-то помогают, как получилось со свинофермой.

Возле свинофермы мы и вели с ним разговор, попутно оглядывая саму деревню Рябово и ее окрестности. В деревне две улицы, на которых стоят три десятка старых домов. Когда-то была здесь школа, клуб, но все это в прошлом. Теперь тут живут практически одни пенсионеры.

- Поначалу деревня стояла выше, возле дороги, но постепенно жители начали селиться под горой, ближе к воде, - рассказывает Юрий Александрович. - Возле пруда у нас был даже кирпичный заводик! Это место с тех пор называется “Горд-дэри”, что в переводе означает “глина”. От земли рябовцы большого дохода до революции и после нее не получали. Главное – различные промыслы: извозом занимались, дуги делали, кошевки, сбрую, различный крестьянский инвентарь, которым торговали на базарах. Гармошки даже делали на продажу, как мой дед, балалайки! И еще ходили артелями плотничать. В одной книге я узнал, что винокуренный завод в Кокмане построили рябовцы. Значит, Рябово старше Кокмана, а этому селу более 160 лет.

Названо Рябово, скорее всего, по фамилии основателя деревни. Первые жители здесь были Банниковы, Бабкины, Никулины, Небогатиковы. Все они русские, пришли сюда из Вятского края в поисках свободной земли. Были также Зорины, Караваевы. Постепенно народ из деревни начал расселяться. В Малягуртском мосту живет целая улица рябовцев.

- Где тут после революции была пекарня, о которой вспоминают старожилы?

- Она стояла практически на въезде в деревню…

Кое-кто говорит, что до революции и после нее, в годы “нэпа”, в Рябово было даже несколько пекарен! Работали они на привозной муке, поскольку здесь земли никогда не отличались плодородием, урожаи собирали скромные. И вот люди, объединившись, создали “кооператив” - пекарню, в которой наладили изготовление баранок-бубликов. Их продавали по соседним деревням, а также возили в Пермь, где и закупали муку и зерно хлебопекарного качества.

- Движущей силой всего этого был мой прадед, Павел Яковлевич Бабкин. Занимался извозом, после революции имел семь лошадей! – продолжает рассказ Юрий Никулин.

- Откуда все это знаешь?

- С дедом, Василием Родионовичем, выйдешь скот пастушить, так столько историй за целый день от него услышишь! Павлу Яковлевичу дед приходился зятем, очень часто о нем забавные случаи рассказывал. Зато как сам семь лет служил в армии, от финской войны до бендеровцев, говорить не любил, хотя у него имелось несколько орденов за войну.…

Павел Яковлевич в годы гражданской войны со своими лошадьми регулярно попадал под мобилизацию то белых, то красных. Придет человек с ружьем – и скажи спасибо, что лошадь не отняли, а просто послали на ней куда-то поклажу военную везти. Павел Яковлевич дальше сотни километров от дома не уезжал, только и смотрел, как из такой “командировки” удрать. Однажды целый воз добра домой привез, украденный у военных. Другой раз на своих двоих домой прибежал, весь в навозе – пришлось где-то в хлеву прятаться, чуть ли не под коровой.

Пробивной был человек тот прадед, голова у него соображала, все преимущества частного предпринимательства прекрасно понимал. Но когда начали коллективизацию, первым свел своих семь лошадей на колхозный двор и устроился возле них конюхом. Видимо, быстро разобрался, что крестьянину больше воли не будет. Своего же зятя, которому и двадцать лет еще не исполнилось, сделал в том колхозе председателем. Долго дед Юры Никулина тем небольшим колхозом руководил, пока его не объединили с другим хозяйством.

Вспомнив деда, Василия Родионовича, Юра добавляет еще одну деталь:

- А как он на балалайке играл! Я такого мастерства даже по телевизору не видел: душа от его игры то возрадуется, то заплачет!

- Говорят, в после революции рябовцы подались в большевики и частенько в составе продотрядов ездили у соседей в Андреевцах, Жужинцах зерно отнимать? – подключился к разговору Василий Спиридонов, беседовавший со многими стариками.

- Да ну, никогда такого не слышал! В тех деревнях что было взять? Ничем не лучше других жили! – отбивается Юрий. – А вот чтобы кого-то в Рябово раскулачивали, такого никто вспомнить не может! Дружный народ тут жил, доносчиков не было!

Ни Андреевцев, ни Жужинцев на картах больше нет, как нет Верхнего и Нижнего Варавая, других деревень, стоявших прежде на землях бывшего большого колхоза имени XXI партсъезда. Лишь изредка люди собираются, чтобы отметить память этих населенных пунктов, вспомнить свои корни, истоки.

Мы еще долго беседовали о тех далеких годах, сожалея, что никто не потрудился собрать вот такие свидетельства истории деревни, замечательных людей, которые здесь жили. Увы, с каждым годом все дальше уходит от нас история нашей малой родины, все реже мы ее вспоминаем.

Варавай

Те, кто едут в Ижевск, на долгой лесной дороге, наверняка, обращали внимание на два широких поля с левой стороны с одинокими деревьями – черемухами и тополями. Оказывается, это бывшие деревни Верхний и Нижний Варавай. Едем в Нижний, это родина Ивана Савватеевича Вершинина, который с удовольствием подвез нас туда на своей машине, взяв с собой тетю – 80-летнюю Валентину Николаевну Шатунову.

Место деревни легко найти по могучему тополю рядом с асфальтом. “ На чьей же полосе он стоял? – гадает тетя Валя. – Наша-то вот, приметная, елка на ней растет, хотя уже другая, молодая”.

В небольшой деревне жили Вершинины, Прокошевы, Иван Девятьяров, Саня и Иван Мячины, Николай Кутявин, Григорий Мокрецов – всего 8-9 единоличных хозяйств. У каждого своя полоса земли, на которой сеяли зерновые, а в конце поля, у леса – огород для овощей. Земля была не очень плодородная, но рожь всегда давала хороший урожай. Особенно удавался лен. Его хватало себе и продавали немало. Крестьяне имели по одной-две лошади, корову. “У нас было две лошади и еще бык, - уточняет старушка. – Нормально жили. А вот в одном хозяйстве скотины было мало, так тем очень трудно приходилось”.

Чем еще занимались? Лыко драли, лапти плели на продажу – даже после революции это была распространенная обувь. И вообще лесным промыслом кормились. Грибов, ягод тут в соседних лесах очень много. “Мама, бывало, утром за малиной сбегает и нам, ребятам на завтрак принесет. А дед лукошко возьмет и ближе к вечеру с нами за боровыми ягодами сходит – они тут недалеко росли”, - оживляет детские воспоминания Валентина Николаевна.

Она оглядывает окрестности - как все изменилось! Лес выглядел по-другому, березняка столько не росло, зато черемухи черным-черно. Дорога раньше с дальнего конца поля в деревню заходила, петляя по лесу. И поля большие были, но сейчас заросли деревьями. Частенько из леса выходили медведи, лоси. Как-то медведь не дал гречиху боронить – кидался корягами, людей пугал.

- А возле огорода вечерами, бывало, харзилось – огоньки разные светились, даже в той елке, что на меже стояла, - удивляет нас бабушка Валя.

“Харзилось” - значит виделось что-то непонятное. В этом месте даже кости, оружие находили. Хотя оружие – это уже от гражданской войны. На горе над деревней то ли белые, то ли красные окопы тогда вырыли. И обоз с оружием в 1918 году Барышников перехватил где-то возле Андреевцев.

- Так тут у вас неподалеку от деревни аномальная зона! – отвечаем бабушке.

- Да, в лесу блудило, потеряться там легко, - соглашается она. – Один мужик пошел за черемухой – и потерялся, всей деревней искали. Он, правда, слепой был.

- И один в лес ходил?

- Конечно. На слух, на ощупь дорогу находил. Зимой его собака нашла, недалеко от деревни помер…

Неподалеку от Нижнего Варавая стоял Верхний. А в сторону Ижевска – Андреевцы. Все деревни одинаковые – десяток с небольшим дворов. Побольше были Сюрзяне – там школа, магазин имелись, ферма в колхозные годы. “В Сюрзяне мы играть ходили, - добавляет тетя Валя. – Вся молодежь с соседних деревень собиралась”.

Упадок небольших деревень начался с коллективизации. В 1936 году всю скотину согнали в Андреевцы, сбрую, телеги, сани увезли – туда каждый день мужикам и бабам приходилось ходить на работу за два километра. Куда деваться – пошли в колхоз. Конечно, хорошего в этом было мало. Постепенно народ из деревни потянулся кто куда. Многие уехали в Шарканский район, в том числе дед Вершининых, Николай, вместе со всей семьей. Работали там в колхозе, где на трудодни в первый же урожай столько зерна дали, что сразу пятистенный дом купили! Правда, корову и свинью еще пришлось продать. Отлично там жили, огород большой, постройки у дома, но что-то бабушке обратно в красногорские леса захотелось. Вернулись…

- Дед захочет в гости в Варавай, возьмет меня или сына – и пошли пешком из Шаркана. За сутки, с одной ночевкой проходили восемьдесят километров! А ночевали совсем рядом, у тетки в первой деревне Игринского района, – вспоминает прошлое Валентина Николаевна. – Эх, какая там пшеница была! Колоски огромные!

Валентина Николаевна работала на лесосплаве, строила железную дорогу в годы войны, в химлесхозе трудилась, потом вышла замуж, родила восьмерых детей. Так и жизнь прошла.

- Спасибо, Ваня, что привез сюда! Я словно в молодость вернулась! – благодарит она Ивана Савватеевича.

Вот какие истории можно услышать от наших стариков. Мы еще раз оглядываем уходящее в гору клеверное поле, приметные деревца по краям, уходящую в глубь леса старую дорогу. И невольно вспоминается стихотворение Николая Рубцова, отражающее настроение этой поездки:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал

Как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Но только здесь,

Во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я,

Пока на свете белом

Горит, горит

Звезда моих полей…

 

А.Гончаров, краевед.

На главную страницу сайта